Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.
Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3 исправлений и более. Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка |
Контрольная работа (диктант) |
|
орфографические / пунктуационные ошибки |
дополнительные задания (фонетическое, лексическое, орфографическое, грамматическое) |
|
«5» |
0/0; или 0/1 (негрубая); или 1/0 (негрубая) |
выполнены верно все задания |
«4» |
2/2; или 1/3; или 0/4; 3/0 (если среди них есть однотипные) |
правильно выполнено не менее ¾ заданий |
«3» |
4/4; или 3/5; или 0/7; в 5 кл. допускается: 5/4; 6/6 (если имеются ошибки однотипные и негрубые) |
правильно выполнено не менее половины заданий |
«2» |
до 7/7; или 6/8; или 5/9; или 8/6 |
не выполнено более половины заданий |
«1» |
при большем количестве ошибок |
не выполнено ни одно задание |
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом являются
для оценки «4» — 2 орфографические ошибки,
для оценки «3» — 4 орфографические ошибки (для 4 класса – 5 орфогр.ошибок),
для оценки «2» — 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Класс |
Количество слов |
|
Оценка |
Критерии оценивания контрольного словарного диктанта |
5 |
15-20 |
«5» |
нет ошибок |
|
6 |
20-25 |
«4» |
1-2 ошибки |
|
7 |
25-30 |
«3» |
3-4 ошибки |
|
8 |
30-35 |
«2» |
5-7 ошибок |
|
9 |
35-40 |
«1» |
при большем количестве ошибок |