Урок внеклассного чтения
Тема: Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть
«Майская ночь, или Утопленница»
Форма: киноурок.
Цель: расширить представление о сборнике «Вечера на хуторе близ
Диканьки» через знакомство с повестью «Майская ночь, или Утопленница»
Задачи:
1.
Познакомить с некоторыми художественными
особенностями повести; сравнить фильм и художественное произведение.
2.
Способствовать развитию внимания, мышления, речи.
3.
Способствовать повышению интереса к литературе,
творчеству Гоголя.
Ход урока
I.
Орг. момент.
II.
Знакомство с
темой, целеполагание.
III.
Слово
учителя
Повесть
напечатана впервые в 1831 году, в первой книге первого издания «Вечеров на
хуторе близ Диканьки».
В «Майской
ночи» использованы Гоголем фольклорные записи, полученные от матери и родных, а
также материал, собранный им в «Книге всякой всячины». В письме к матери от 30
апреля 1829 года Гоголь просит сообщить ему «несколько слов... о русалках». К
этому же году относится и работа над черновой редакцией «Майской ночи».
Начало
повести (сцена свидания Левко и Ганны) построено на известной народной
украинской песне «Солнце низенько, вечiр близенько». В дальнейших главах широко
использованы народные предания о ведьмах, об утопленницах и проч. Однако и
здесь Гоголь совершенно самостоятелен; он не пересказывает ни одного из
известных фольклорных сюжетов, а создает поэтическую картину жизни Малороссии,
столь увлекшую Белинского, который писал о повести: «Читайте вы его «Майскую
ночь», читайте ее в зимний вечер у пылающею камелька, и вы забудете о
зиме с ее морозами и метелями; вам будет чудиться эта светлая, прозрачная ночь
благословенного юга, полная чудес и тайн; вам будет чудиться эта юная, бледная
красавица, жертва ненависти злой мачехи, это оставленное жилище с одним
растворенным окном, это пустынное озеро, на тихих водах которого играют лучи
месяца, на зеленых берегах которого пляшут вереницы бесплотных красавиц...»
«Майская ночь,
или Утопленница» основывается на многих легендах о неупокоенных душах, безвинно
погибших. Прекрасная добрая панночка терпит издевательства ведьмы-мачехи. Не
выдержав издевательств, она бросается в воду и становиться прекрасной русалкою,
но мачеха очень коварна, она тоже обернулась русалкой и бедная панночка не
может больше плавать как рыба.
Русалочка
обращается за помощью к Левку, сыну головы, у которого не складывается счастье. Левко
любит красивую девушку Галю, но и его отец не прочь с ней поживиться и поэтому
он даже не хочет думать о его женитьбе. Левко и русалочка встречаются во сне,
где русалочка просит его найти её злую мачеху.
Левко понял,
что это будет не очень сложно, и когда он увидел как русалочки играют в
коршунов, то рассмотрел самого хищного и злого коршуна, для которой это была
даже вовсе не игра. Благодарная панночка помогает ему соединиться с Галей.
История
рассказанная Гоголе, пронизана лиризмом, народным песенным творчеством. Во всех
сказках Гоголя очень много добра. Гоголь вырос в атмосфере украинских песен и
народных сказок, и поэтому он смог передать всю атмосферу жизни читателю в этих
сказках.
Просмотр фильма.
Анализ.
1.
Интересно ли смотреть фильм?
2.
Отличается ли он от книги? Чем?
3.
– С чего начинается 1 глава? Какое время суток
описывается? (Сумерки, вечер)
4.
– Как вы понимаете фразу – Парубки и девушки
стремились "выливать своё веселье в звуки, всегда неразлучные с уныньем”?
Почему веселье неразлучно с уныньем? (Вот в этом первая тайна Гоголя.
Его жизнерадостность, веселье не бывают абсолютными, они связаны с чем-то иным.
А здесь разгадка простая: молодёжь поёт народные песни, а они всегда грустные.)
5.
– С кем мы встречаемся? С какими героями? (Левко
и Ганна) Какие они? Как они относятся друг к другу? Почему мы так
считаем? (Они любят друг друга. Это видно по словам, которые они
говорят друг другу. Мы слышим признание в любви. Обратите внимание на то, что
речь этих героев поэтична, в ней много образных выражений, которые встречаются
в песнях. Речь напевна, у неё свой ритм, народно-песенный склад.)
6.
– Как Левко и Ганна обращаются друг к другу? Как герой
называет Ганну? (Галю, моя ясноокая красавица, гордая дивчина,
моя красная калиночка, моя милая девушка, моя красавица, моя Галю)
7.
– Как она называет Левко, своего возлюбленного? (Левко,
чернобровый казак, милый, чернобровый парубок)
8.
– Нарисуйте словесный портрет героев. Как они
выглядят? Каковы черты их лица, одежда, украшения? Что мы вообще узнаём о
героях?
Ганна |
Левко |
Белое
личико, ясноокая красавица, белая ручка, беленькие ножки, гордая дивчина,
девушка на поре 17 весны, будто звёздочки ясные очи, красное коралловое
монисто, когда-то жила у матери. |
Молодой
казак, с бандурою в руках, сын сельского головы, на нем решетиловская шапка.
Казак идёт по улице, бренчит рукою по струнам и подплясывает; свитка, пояс;
орлиные очи парубка, карие очи, бандура на длинном ремне, чернобровый козак,
чёрные усы, есть отец, который не соглашается на их с Ганной свадьбу. |
9. Почему Ганна и Левко не могут быть вместе?
10. Кто
помог решить их проблему?
11. Какой
фольклорный жанр напомнила вам эта повесть? Докажите свою точку зрения.
12. Обратите
внимание на то, что постоянно присутствует описание природы. Природа является
еще одним героем произведения? Как вы думаете, какую роль играет описание
природы в тексте?
Природа
является связующим звеном между сказкой и реальность, наполняет поэзией
характеры героев, создает особый эмоциональный настрой повести. Пейзаж
обрамляет лирические сцены, заключает действие
в рамочную композицию.
Рефлексия
Домашнее задание
Подготовить
вопросы викторины, по одному из каждой главы.