Основное
содержание программы
Содержание, обеспечивающее
формирование коммуникативной компетенции.
Речь и речевое общение.
1.Речь
и речевое общение. Речь устная и письменная.
2.Осознание
основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и
письменной речи. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях
формального и неформального межличностного общения.
Речевая деятельность.
1.Виды
речевой деятельности: чтение, слушание (аудирование), говорение, письмо.
Культура
чтения, аудирования, говорения и письма.
2.Овладение
основными видами речевой деятельности.
Адекватное
понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого
зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного
текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией речевого
общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного,
изучающего чтения, приемами работы с учебной книгой или другими информационными
источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания
прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Создание
устных и письменных монологических высказываний разной коммуникативной
направленности с учетом целей и ситуации общения.
Отбор
и систематизация материала на определенную тему; поиск, анализ и преобразование
информации, извлеченной из разных источников.
Текст. (10 ч)
1.Понятие
текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность).
Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
Функционально-смысловые
типы речи: описание, повествование, рассуждение. План как вид информационной
переработки текста.
2.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к
функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части,
составление его плана. Анализ языковых особенностей текста. Создание текстов
различного типа. Соблюдение норм построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др.).
Содержание, обеспечивающее
формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции.
Общие сведения о языке. (2ч)
1.Русский
язык – национальный зык русского народа, государственный язык Российской
Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.
Лингвистика
как наука о языке и речи.
Основные
разделы лингвистики, изучающиеся на уроках в 5 классе русского языка.
Введение в лингвистику. Вводный
курс (93 ч.)
Фонетика и орфоэпия (8 ч.).
Фонетика
как раздел лингвистики.
Звук
как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение
звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.
Орфоэпия
как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.
Орфоэпический словарь.
Совершенствование
навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и
мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей
произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.
Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения
орфоэпической правильности. Применение орфоэпических знаний и умений в
собственной речевой практике. использование орфоэпического словаря для
овладения произносительной культурой.
Графика (6 ч.)
1.
Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. обозначение на
письме твердости и мягкости согласного. Способы обозначения [j’].
2.
Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова.
Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках,
энциклопедиях, в СМС- сообщениях.
Морфемика и словообразование (14 ч)
1.Морфемика
как раздел лингвистики Морфема как
минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая
морфема. приставка и суффикс как
словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и
согласных в корнях слов. Варианты морфем.
Возможность
исторических изменений в структуре
слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
2.
Осмысление морфемы как значимой единицы языка.
Проведение
морфемного разбора слова. Построение словообразовательных цепочек слов.
Применнение
знаний и умений по морфемике в практике
правописания.
Лексикология и фразеология. (12 ч)
1.Лексикология
как раздел лингвистики. Слово- единица языка и речи. Лексическое значение
слова.
Тематические
группы слов. Слова, обозначающие родовые и видовые понятия. Толковые словари
русского языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов
русского языка.
2. Дифференциация лексики по типам
лексического значения с точки зрения ее активного и пассивного запаса,
экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.
Морфология (61 ч)
1.Морфология
как раздел грамматики.
Части
речи как лексико-грамматические разряды
слов. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства
имени существительного, имени прилагательного, глагола.
2.
Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим
признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов
разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.
Применение
морфологических знаний и умений в практике правописания.
Синтаксис (28 ч)
1.Синтаксис
как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как основные единицы
синтаксиса.
Словосочетание
как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.
Виды
предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа
предложения, главные и второстепенные члены.
Структурные
типы простых предложений: распространенные и нераспространенные, предложения
осложненной и неосложненной структуры.
Однородные
члены предложения, обращения, вводные конструкции.
Способы
передачи чужой речи.
2.Оценка
собственной и чужой речи с точки зрения правильности.
Применение
синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Правописание: орфография и
пунктуация. (14 ч)
1.Орфография
как система правил правописания. Понятие орфограммы.
Правописание
гласных и согласных в составе морфем. Правописание твердого и мягкого знака.
Знаки
препинания и их функции.
Знаки
препинания в простом неосложненном предложении.
Знаки
препинания в простом осложненном предложении.
Знаки
препинания при прямой речи.
2.Овладение
орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических
и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический,
морфемный-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного
написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении
расстановки знаков препинания в предложении.
Использование
орфографических словарей и справочников по правописанию для решения
орфографических и пунктуационных проблем.
Содержание, обеспечивающие
формирование культуроведческой компетенции.
Язык и культура. (4 ч)
1.Взаимосвязь
языка и истории, культуры народа. Русский речевой этикет.
2.Выявление
единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях
устного народного творчества, художественной литературе и исторических текстах;
объяснение их значений с помощью лингвистических словарей (толковых,
этимологических и др.). Уместное использование правил русского речевого этикета
в учебной деятельности и повседневной жизни.
|